Обеспечение безопасных условий труда и охраны здоровья работников – безусловное требование национального законодательства, предъявляемое к работодателю. На любом предприятии, независимо от формы собственности и численности персонала, должна быть организована система управления профессиональными рисками в области охраны труда.
Безопасность труда и профессиональный риск
Безопасные условия труда – такие, при которых возможность причинения ущерба здоровью человека исключена или сведена к минимуму. На федеральном уровне устанавливаются:
-
государственные нормативы, определяющие предельно допустимые уровни негативных воздействий производственных факторов;
-
правила и процедуры, регламентирующие разработку и осуществление мер в области охраны труда.
В своей профессиональной деятельности человек может испытывать неблагоприятное воздействие различных негативных факторов:
-
физических – вибраций, шумов, погодных факторов, вредных излучений;
-
химических веществ, вызывающих поражения кожи, заболевания глаз, пищеварительной, дыхательной, кроветворной и нервной систем;
-
биологических – патогенных микроорганизмов и токсических продуктов их жизнедеятельности, ядовитых растений, животных, вызывающих заболевания и аллергические реакции;
-
эргономических – неудобное положение тела во время работы, подъем тяжестей, плохое освещение, неприятные запахи.
Опасности на производстве носят вероятностный характер, то есть потенциально они могут стать причиной неблагоприятного исхода. Возможность причинения ущерба здоровью и угрозы жизни работника в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов называется профессиональным риском.
Что такое система управления рисками
Любую проблему проще предупредить, чем ликвидировать ее последствия. Законодательно установлен риск-ориентированный подход, основанный на выявлении, оценке возможных опасностей и своевременном принятии мер по их предотвращению. Система управления профессиональными рисками – часть системы управления предприятием и общей системы охраны труда. Она принимается и утверждается высшим руководством организации, направлена на минимизацию возможностей причинения вреда здоровью сотрудников при исполнении трудовых обязанностей. Система состоит из нескольких элементов:
-
Общая политика охраны труда – разрабатывается с учетом видов деятельности, типов и величины рисков на предприятии. Должна содержать конкретные цели по улучшению условий труда и быть доступной для персонала.
-
Планирование мероприятий по управлению рисками – основывается на анализе данных оценки профессиональных рисков и оценке результатов предпринятых ранее мер.
-
Процедуры системы управления рисками – к ним относятся обучение персонала, определение и оценка рисков, действия по их снижению, информирование работников, готовность к аварийным ситуациям.
-
Контроль функционирования системы – внутренний аудит, проводимый для оценки ее эффективности. Он включает в себя исследование условий труда, выявление причин заболеваний и несчастных случаев, проверку программ охраны труда, реабилитации сотрудников и финансовых затрат на нее.
-
Анализ функционирования системы – оценка результатов ее работы и внесение необходимых изменений для дальнейшего снижения уровня рисков.
Управление рисками – непрерывный систематический процесс, предполагающий регулярный контроль и постоянное совершенствование в области охраны труда. Он включает в себя четыре стадии:
-
Идентификация рисков – выявление опасностей и подвергающихся им сотрудников, оценка типов рисков и упорядочение их в соответствии со степенью значимости.
-
Анализ рисков – исследование характера и масштаба угроз, оценка вероятности их реализации, тяжести последствий, возможного ущерба.
-
Разработка плана и выбор методов снижения рисков – определение мер устранения или контроля опасностей.
-
Контроль над выполнением плана – постоянный мониторинг, реагирование на риски, оценка результатов работы, корректировка мер снижения рисков.
По результатам оценки определяется их приоритетность и разрабатываются мероприятия по их снижению. Цель создания системы управления рисками – повышение безопасности и планомерное улучшение условий труда на рабочих местах. С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила по охране труда, обязывающие предприятия провести ряд внеочередных мероприятий:
-
обучение сотрудников правилам безопасности труда, инструктажи, проверки знаний в области охраны труда;
-
обновление комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования к охране труда на предприятии;
-
приведение внутренних нормативных актов в соответствие с новыми правилами.
Требования к системе управления рисками на предприятии
Управление профессиональными рисками, охрана труда – основные обязанности работодателя. В зависимости от специфики деятельности предприятия, характеристик объекта и количества сотрудников он может для этой цели:
-
создать соответствующую службу;
-
назначить ответственных должностных лиц;
-
проводить все мероприятия самостоятельно;
-
привлечь стороннюю аккредитованную организацию.
Система оценки и управления рисками должна базироваться на принципах:
-
активного взаимодействия работодателя, ответственных сотрудников и работников организации;
-
систематического мониторинга условий труда;
-
регулярного наблюдения за состоянием здоровья персонала;
-
постоянного контроля защитных приспособлений и применения средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Обучение
Работодатель несет ответственность за надлежащую организацию управления профессиональными рисками. Кадры, обеспечивающие охрану труда на предприятии, должны иметь соответствующую подготовку и раз в три года проходить аттестацию. Руководители и специалисты предприятий проходят обучение в учреждениях профессионального образования, учебных центрах и иных организациях, имеющих право ведения образовательной деятельности в сфере охраны труда. Проверка знаний требований охраны труда проводится специальной комиссией.
ООО «РАОТ» осуществляет подготовку специалистов по управлению рисками в области охраны труда. В ходе обучения слушатели получают знания:
-
по законодательно-нормативной базе, регулирующей вопросы охраны труда;
-
по построению систем охраны труда и управления рисками на предприятии;
-
по организации оценки условий труда и профессиональных рисков.
Наша компания организует курсы повышения квалификации и профпереподготовки для работников, уполномоченных обеспечивать охрану труда. Обучение специалистов позволит правильно разработать программу управления рисками на предприятии, освоить методику ее внедрения и практической реализации. Ориентировочная стоимость услуг указана в прайс-листе. Окончательная цена обучения обсуждается с заказчиком и устанавливается индивидуально.